Язык и позиция субъекта: Лакановская структурно-семиотическая концепция субъективности

Эго Самость Архетипы Реальное - это доязыковое бессознательное,"доопытный опыт", нечто невыразимое, исконное, неизгладимое. Это недоступный именованию хаос впечатлений, ощущений, состояний, влечений и чувств, в котором живет новорожденный младенец до того времени, когда под контролем взрослых, под влиянием культуры и при участии языка он научается, наконец, выражать свои переживания с помощью специально усвоенных семиотических знаковых средств - жестов, осмысленных слогов, слов-наименований, слов-понятий и культурных образцов поведения. Реальное у Лакана, как и у Фрейда, - изначально телесно-сексуальное, нечто бесформенное и аморфное. Оно постепенно осознается в форме целостного образа в возрасте полутора лет. Момент такого осознания, стадия зеркала - один из важнейших этапов формирования личности. Как и большинство психоаналитиков, Лакан почти не пользуется понятием"личность", предпочитая термин"субъект". Отношения"субъект-Другой" составляют основную экзистенциальную дихотомию человеческого существования. Начальная точка этого процесса описывается Лаканом как усвоение образа собственного тела. Функция стадии зеркала заключается в установлении связей между организмом и его реальностью.

О страхе смерти

Возникновение структурного, или лингвистического, психоанализа связано с именем Жака Лакана Начав свою карьеру как практикующий врач, Лакан в е годы серьезно изучает философию, психологию, культуру, искусство, литературу. Итогом его стремления синтезировать результаты медицинского и гуманитарного знания стала докторская диссертация"О параноическом психозе и его отношении к личности" Выводы этой работы широко использовались деятелями художественной культуры.

Работы Жака Лакана входят в списки «самых сложных кни ощущение в теле: от волнения или страха до приступов ярости.

Принципы и противоречия структурного психоанализа Ж. Филиппов . После защиты докторской диссертации в г. Педагогическая деятельность одного из признанных лидеров структурализма проходит под лозунгом"Назад к Фрейду! Это и подобные ему заявления Лакана обнажают сердцевину его структуралистского подхода к психоанализу и мотивируют введение в практику психоанализа лингвистических методов описания психических и психотических проявлений личности. Однако принципы собственно структурного психоанализа, ставшие предметом обсуждения в хх гг.

Внимательное изучение"Текстов" дает основание для деления системы воззрений Лакана на два пласта: В силу этого к уже цитированному выоказыванию Лакана о структурированности бессознательного можно прибавить заявление, сделанное им на одной из дискуссий в г. Что касается меня, то я бы мог сделать точкой отправления замечательный диалог с Парменидом.

Предписывая вектор желания, Закон формулирует субъект, задает структуру его психики. Можно сказать, последние двадцать лет Рената занимается критическими исследованиями трансформаций права. Ее дипломная работа была посвящена теории власти Фуко.

Автор статьи, ссылаясь во многом на психоанализ Ж. Лакана, беспредметный ужас перед Ничто, до страха перед некоторым, пускай.

К укусу… В этой игре есть отсутствующая деталь, реальный отец в качестве того, кто взял на себя лишение материнское и женское. Тезис Лакана в этом семинаре состоит в том, что реальный отец как агент кастрации — но не лишения — недостаточен для Ганса, поэтому Ганс боится лошадей. Страх лошадей возникает в момент, где его пенис, пенис реальный, тот, который шевелится, когда он его трогает, — входит в игру без того, чтобы он знал, что с ним делать.

Лакан продолжает, против желания Фрейда, что фобия маленького Ганса не связана с запретом на мастурбацию. Для Ганса угроза кастрации была без эффекта. Влечение — это другое дело по сравнению с игрой с воображаемой приманкой, с иллюзией, в которой находится маленький мальчик в могуществе удовлетворить свою мать. Есть зияние между удовлетворением в образе, всегда манящем, и имением чего-то реального для предъявления.

В этот момент то, что он имеет, — это фаллос в качестве реального пениса, — он возник вне-игры. Всегда в фобии находят тему пожирания, и это то, что маленькая Лакана подчёркивает. О чём истинно идёт речь? Речь идёт о том, что этот укус , лакановский и более не фрейдовский, находится в прямой связи с тем, что со стороны наслаждения включено в язык сам по себе, а не в примитивную оральность.

Последние книги

Она противостоит эмпирическому и прагматическому взгляду на как на фиксированную, целостную сущность, которая детерминирована, если и не божественно, то генетически или нейрофизиологически. В то время как лакановское или до-вербальное, нарцистическое я едино, субъект, напротив, расщеплен на сознательную и бессознательную части. В своих текстах Лакан придает значительно большее внимание проблеме субъективности, чем любой психической функции . На протяжении всех своих работ Лакан стремится разоблачить общую иллюзию, идентифицирующую с субъектом.

Получив должную дозу философского образования, Лакан впервые принял участие Происходило это в первую очередь, видимо, из страха нарушить.

Неофрейдизм , Психоанализ автор: Говоря об этом потенциале, я отношу его не только к клинической картине фобии, рассмотренной в этой работе Фрейда, но и к неврозу в целом, более того, - к психическому функционированию в целом. При этом, очевидно, я буду ссылаться не только на оригинал, но и на работы Лакана, показывая, какие прояснения он привнес в его прочтение. Своим прочтением он помогает нам уточнить понимание некоторых ключевых моментов этой экстраординарной работы Фрейда.

Прежде всего, Лакан привлекает наше внимание к тому, как надо подходить к случаю в целом, отмечая и погрешности, которых стоит избегать в клинической практике. Конструкции этого ребенка, - Лакан сравнивает их с мифами, - можно свести к определенному числу составляющих, каждое из которых должно быть сначала выделено и затем рассмотрено в его отношении к другим означающим. Иначе говоря, ни одно из означающих не имеет какого-либо отдельного односмыслового значения. Итак, последуем за Гансом и его отцом, читая текст вместе с Фрейдом и Лаканом.

Итак, мать не поняла, что вопрос Ганса касался различия полов.

Структурализм. Часть 3

Желание связано с влечением. Влечения, по Лакану, — частичные проявления желания. Влечения — частичные аспекты, в которых желание себя проявляет. Желание обретается только как желание другого. Лакан отличает желание от потребности и запроса. Потребность нацелена на конкретный объект и удовлетворяется этим объектом.

ФОРКЛЮЗИЯ (forclusion) – понятие Жака Лакана, возникшее как перевод на когда, например, говорил об «отбрасывании страха кастрации, то есть о.

Ваш комментарий о книге Лакан Ж. Стадия зеркала Выведенное мною на предыдущем нашем конгрессе тринадцать лет назад понятие стадии зеркала, в дальнейшем более или менее вошедшее в обиход французской группы, представляется мне достойным быть лишний раз предложенным вашему вниманию: Опыта, о котором надо сказать, что он ставит нас в оппозицию любой философии, исходящей прямо из . Быть может, среди вас кто-либо вспомнит тот аспект поведения, из которого мы исходим, освещаемый следующим фактом сравнительной психологии: Узнавание, о котором сигнализирует иллюминационная мимика -, в которой для Келера выражается ситуационная апперцепция, существенная фаза мыслительного акта.

В самом деле, этот акт, далекий от того, чтобы исчерпаться, как у обезьяны, единожды приобретенным контролем над бессодержательностью образа, тут же возобновляется у ребенка в серии жестов, в которых он в игровой форме испытывает отношение принятых на себя образом движений к его отраженному окружению и этого виртуального комплекса к удвояемой им реальности, а именно к своему собственному телу и лицам или же объектам, которые находятся с ним бок о бок. Вплоть до восемнадцатимесячного возраста активность эта сохраняет для нас тот смысл, который мы ей придаем - и который в не меньшей степени выявляет вплоть до настоящего времени остающийся проблематичным либидинальный динамизм, чем онтологическую структуру человеческого мира, каковая вписывается в наши размышления о параноическом сознании.

Новое в блогах

Перенос — переживание отношений с родительскими фигурами к аналитику. Сопротивления Я, Сверх-Я, Оно. Стадии психосексуального развития ребенка. Эдипов комплекс — комплекс амбивалентных переживаний к родительским фигурам и себе самому. Объектные отношения, я-репрезентации, объект-репрезентации. Сам Зигмунд Фрейд утверждал, что психоанализ не наука, а открытая, развивающаяся система знаний.

жение Лакана: страх не без объекта, объект у Angst есть и объект этот совершенно особый, – это объект-причина желания. По словам Лакана, таково.

Человек постепенно начал обобщать и прогнозировать аспекты своего существования, анализировать тот факт, что"вчера я жил — сегодня живу — значит, и завтра буду жить". А обобщения и прогнозы побуждают как-то задуматься хотя бы о том,"КАК я завтра буду жить", - и в конце концов о том,"а буду ли я завтра жить вообще". Вот последнее — страшно. Точнее, страшно даже подумать о том, что"завтра, послезавтра, когда-то в будущем меня может не быть" Страх смерти, страх мыслей о смерти — по сути дела это оборотная сторона инстинкта самосохранения.

У животных такой инстинкт есть, но"страха смерти" нет — потому, что животные, как, кстати, и маленькие дети, и инфантильно мыслящие некоторые взрослые — в основном живут сегодняшним днем. Инстинкт оберегает их от потенциальной сегодняшней опасности; но лишь стоит избежать опасности — то, что угрожало, уже и забыто. До следующего момента угрозы. Человек же постепенно начал, скажем так, обобщать и прогнозировать аспекты своего существования, анализировать тот факт, что"вчера я жил — сегодня живу — значит, и завтра буду жить".

Разрушенный алтарь Лакана (гайд). Шиноби. TERA Online.